На практике педагоги часто сталкиваются с позицией родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей чтению, счету, письму. Отсюда стремление как можно раньше дать в руки ребенку ручку. Ошибочно считая эти умения показателем высокого уровня готовности к школе, родители оставляют без должного внимания другие стороны развития. 

Между тем наиболее важным в дошкольном возрасте является формирование графических навыков как основной части работы по подготовке руки ребенка к письму. Под графическими навыками подразумеваются владение карандашом, умение рисовать, штриховать, обводить, соединять по точкам и т. д. Графические навыки – одни из ключевых навыков, которые необходимы ребенку при выполнении заданий практически во всех образовательных областях (например, графические задания предлагаются в ходе формирования элементарных математических представлений: соединение точек по цифрам, рисование узоров по клеточкам,  дорисовывание нужного количества предметов и т. п.). 

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Другие – с трудом справляются с самыми простыми заданиями. Дети слишком сильно или слишком слабо нажимают на карандаш, их движения неточны, в результате чего линия получается дрожащая, угловатая. У них отсутствует чувство формы и композиции. И это практически не зависит от возраста. 

Можно увидеть дошкольников трех и шести лет, которые примерно одинаково владеют карандашом. Это происходит из-за того, что в основе формирования графических навыков лежат сложные, многокомпонентные нейрофизиологические механизмы. Незрелость одного или нескольких компонентов приводит к трудностям овладения графическими навыками. Детям с такой проблемой нужна специальная помощь в подготовке руки к письму, иначе в школе она станет еще более очевидной. 
Для того чтобы ребенок успешно осваивал рисо­вание, штриховку и т. д., у него должны быть сфор­мированы предпосылки графической деятельно­сти. Среди таких предпосылок можно выделить следующие: 

  • развитая мелкая моторика - способность брать мелкие предметы и оперировать с ними, доста­точная сила, подвижность, точность и дифференцированность движений кисти и пальцев
  • развитая зрительно-моторная координация - способность согласовывать движение руки и взгляда, например, ловить летящие предметы, дотягиваться до предметов точным движением, тянуться за движущимся предметом;
  • сформированное чувство ритма - ритмичное движение под музыку, счет, способность подра­жать чужому ритму и поддерживать свой соб­ственный ритм;
  • общая моторная зрелость - необходима для фор­мирования усидчивости, способности поддержи­вать статичную позу;
  • развитые зрительное восприятие и зрительное внимание - умение воспринимать изображение в целом, зрительно анализировать изображение, выделяя значимые детали, распределять и пере­ключать внимание;
  • сформированные зрительно-пространственные представления - чувство композиции, формы, умение располагать рисунок на листе, отражать пространственное расположение, ориентацию и взаимосвязь отдельных его элементов, а также их размер и пропорции.


Значительная часть предпосылок графической деятельности формируется во время занятий физ­культурой, на музыкальных занятиях, а также в ходе подвижных игр и повседневной двигательной актив­ности детей. Способности, связанные со зрительным восприятием и вниманием, а также пространствен­ные представления складываются в процессе пред­метной деятельности, конструирования, собирания пазлов и разрезных картинок, работы с мозаикой, геометрическим материалом, а также в ходе самой графической деятельности. 

Организуя работу по развитию графических на­выков, важно следовать принципу «от простого к сложному». Для этого необходимо определить на­чальный уровень владения ребенком карандашом, а также выявить у него умение выполнять разные виды графических заданий. С учетом полученных данных педагог может постепенно предлагать вос­питаннику более сложные задания, с поэтапной от­работкой каждого вида графических заданий. 

При этом важно помнить, что пропуски этапов могут сделать всю дальнейшую работу малоэффек­тивной. Например, почти бесполезно учить ребен­ка аккуратно закрашивать рисунок или выполнять штриховку в контуре, если он до этого не научил­ся обращать внимания на контуры, не может обве­сти контур нарисованного предмета пальцем или карандашом. 

Также важным является работа с крупными изо­бражениями (на весь лист формата А4, A3), отработка каждого нового навыка словно «под лупой». Точно так же, как ребенок учится нанизывать сначала коль­ца пирамидки, потом крупные бусины, а потом уже мелкие бусины и бисер, каждый моторный навык ос­ваивается легче, если сначала ему предлагают вы­полнить требуемое действие в «увеличенном виде». 

В этом случае дошкольник хорошо видит и по­нимает, что нужно сделать, ему легче скоординировать свою руку на крупном изображении, в резуль­тате он более качественно и осознанно выполняет задание. У него формируется правильное движение руки и моторная память, на которую он сможет опи­раться в дальнейшем, когда задания станут более сложными (более мелкое изображение, больше де­талей, условий). 

Такой способ подачи материала поможет пред­упредить перенапряжение руки, которое неизбеж­но при работе с мелкими изображениями, а также при слишком раннем введении линованной бумаги и бумаги в клеточку во время занятий. 

Перенапряжение руки во время рисования и письма имеет ряд негативных последствий как для здоровья ребенка (часто сопровождается наруше­нием ритма дыхания, повышенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза). 

Если взрослые не учитывают особенностей ме­тодики формирования графических навыков, то вы­полнение графических заданий стоит дошкольни­кам таких титанических усилий, что у них возникает стойкое негативное отношение к рисованию, письму, графической деятельности вообще, а также сознание своей неумелости, неуспешности. 

Существенной задачей при формировании гра­фических навыков также является развитие сво­бодных, плавных, ритмичных движений кисти руки ребенка. Для того чтобы дошкольник легко справ­лялся практически с любым графическим заданием, нужно, чтобы он обладал репертуаром «наработан­ных», автоматизированных движений. А плавность и ритм - это важные условия автоматизации лю­бого движения. Кроме того, письмо само по себе - это серия плавных ритмичных движений с одно­временным продвижением кисти вперед по строке и вверх-вниз в пределах строки. Поэтому освоение ребенком плавных, ритмичных линий, узоров, авто­матизация движений, способность рисовать одной и другой рукой, с открытыми и закрытыми глазами являются показателями высокой подготовленности к обучению письму. 

Содержание образовательной деятельности по развитию графических навыков зависит от возраста, степени подготовленности, а также психофизиологи­ческих особенностей детей. В начале года желатель­но провести диагностическое занятие - попросить воспитанников выполнить те задания, которые явля­ются целью обучения на данном возрастном этапе. Если ребенок с ними совершенно не справляется, для него следует предусмотреть индивидуализи­рованную программу, основанную на заданиях для более младшего возраста. Если справляется, но не особенно качественно и с помощью взрослого, для него адекватны задачи данного возрастного пери­ода. Если справляется с легкостью, такому ребенку необходимы задания повышенной сложности либо задания следующего возрастного этапа. 

С целью эффективной организации работы по формированию графических навыков могут исполь­зоваться разные формы образовательной деятель­ности. Но включение графического задания необ­ходимо, прежде всего, в интересную для ребенка деятельность. Так, наиболее органичным для детей раннего и младшего дошкольного возраста будет вы­полнение графического задания в процессе изготов­ления поделки (например, нарисовать полоски на бумажном фонарике), а также в контексте сказочной истории, которую рассказывает или разыгрывает пе­дагог (например, можно предложить воспитанникам нарисовать следы животных, о которых говорилось в сказке). 

В старшем возрасте используются те же приемы, но в более сложных вариантах, а также включение познавательного контекста (например, учимся рисо­вать иероглифы, как настоящие китайцы, или знаки брайлевской азбуки, как секретный алфавит). 

Работая со старшими детьми, можно переходить к более условным сюжетам, делая акцент на качестве выполнения заданий. При этом не следует совсем от­казываться от игрового контекста. Можно также опи­раться на интерес дошкольников к письменности и «взрослым» видам работы: «писать письма», «чертить схемы», рисовать планы местности, зашифровывать и расшифровывать послания, во время графическо­го диктанта «искать сокровища» и т. д. Количество «заданий ради задания» должно быть сведено к минимуму. 

Таким образом, в дошкольном возрасте следует уделять особое внимание формированию именно графических навыков. Использование описанных ре­комендаций при организации данной работы позво­лит детям сделать значительные успехи в овладении навыком письма в школе, даже если изначально уро­вень их графических навыков был низким. 

 

Автор:  Циновская С.П.